Васин  Н.И.

Гайкина Ф.А.

Галактионов Н.С.

Галкин П.В.

Дверенин Т.П.

Добров Никон

Дорофеев М.С.

Ефграфов Г.Г.

Зарубин Т.П.

Иванов К.И.

Иванов Н.И.

Куданов П.Ф.

Кузьмина К.С.

Куяшова А.И.

Люсин И.А.

Майоров Е.В.

Максимов С.М.

Маржуков Н.А.

Мясников В.П.

Николаев Я.Н.

Орлов А.П.

Павлов А.П.

Партизанское движение

Петров Н.В.

Плотников В.И.

Прытченкова А.В.

Радугин Ф.Г.

Романов М.П.

Румянцев С.П.

Рябчиков А.А.

Савинов А.Д.

Самарин А.А.

Семенов С.Ф.

Серебренников Л.В.

Смольников А.Д.  Сорокин В.Я.

Харитонова Е.С.

Цветков А.П.

Шумов А.Г.

Эшпай А.Я.

 

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Данилова А.М.

Дверенин Т.П.

Лукина А.Г.

Миронова С.Н.

Садовникова  А.В.

Степанова А.С.

Щекачев М.В.

 

Дверенин Терентий Параминович.

Годы рядом с войной

 

Годы рядом с войной/Г.Иванов-Орков//Иванов-Орков.Г. Чувашский мир Терентия Дверенина.-

Чебоксары:Чувашское книжное издательство, 2009.-С22-30

 

Дверенин не раз говорил, что цикл «Работа в тылу» посвящен героическому непосильному труду чувашских женщин в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. Однако его рамки оказались намного шире по смыслу и хронологии. Автору довелось на какое-то время оказаться бойцом трудового фронта, поэтому в этом цикле естественно представлены типично мужские занятия. Надо отметить, что в годы войны труд сельчан отличался от обычных работ в колхозе. Все трудоспособное население было мобилизовано, находилось как бы на обязательной службе и безропотно решало все мыслимые и немыслимые трудовые проблемы. Кроме выполнения прямых деревенских обязанностей, женщины, старики и подростки заготавливали в Заволжье лес, копали гигантский противотанковый ров по всей Чувашии, работали на заводах.

Кроме того, цикл продолжил тему извечных трудовых занятий чувашских крестьян-земледельцев. Поэтому сюда были включены некоторые сценки из прежних сельскохозяйственных серий, хотя они также не связаны напрямую с женским трудом.

Было интересно смотреть, как сам Т. Дверенин расставляет отдельные персонажи, как соединяет их вместе, какие связи подчеркивает. По замыслу Терентия Парамоновича, тема открывается изображением мирного субботнего вечера 21 июня 1941 г. После рабочего дня на отдых собирается деревенская молодежь, играет гармонь, начинается пляска...

Вторая и самая драматическая композиция -  «Проводы на войну».

У изгороди униде карты, служащей границей селения, а здесь -  своеобразным разделом мирного Бытия и войны, -стоят 10 фигур, от младенцев до старика с тростью. Это представители чувашского Мира, герои предыдущих серий Т. Дверенина: его односельчане, соседи, родные и друзья. Возможно, мастер изобразил себя в виде простого деревенского паренька в короткой поддевке, шляпе и лаптях. Он прощается с девушкой, стоя чуть в сторонке от молодых семейных пар с детишками. Рядом - пожилая пара, как бы провожающая всех уходящих на войну.

Образы этой композиции суровы и просты, их позы и одежды подчеркивают вневременной характер действия. Лишь серебристая тухья на девушке остается напоминанием о прошлой чувашской жизни, в которой были праздники и будни, приезд Пушкина и сложные перипетии «Нарспи»...

Цикл «Работа в тылу» почти завершен. В октябре 2009 г. публике были впервые показаны составляющие его 10 композиций и сценок. Это событие произошло на выставке традиционного Всероссийского фестиваля народного творчества «Салют Победы» в Чебоксарах. Зрители, собравшиеся в музейно-выставочном центре Чувашского национального музея, познакомились с костюмированными скульптурами, представшими совершенно в ином ракурсе, в многофигурных композициях «Субботний вечер 21 июня», «Проводы на войну», «Валка леса», «Рытье противотанкового рва».

Одной из особенностью цикла является почти полная замена мужских персонажей на женские. По сравнению с героями предыдущих произведений, образы обретают некую сосредоточенность и целеустремленность, их одежды становятся простыми до брутальности. Так, в сценах «Пахота» и «Приход почтальона» простые фигуры чувашских женщин-рукодельниц, занимающихся посевом, тканьем, прядением, плетением лаптей, воспринимаются как символы героического труда во имя Победы.

Важно отметить, что в этом цикле особую знаковую функцию играет одежда. Поэтому «Работа в тылу» почти не производит того позитивного впечатления и даже какого-то умиления, что было характерно при знакомстве с первыми работами мастера. Это полностью соответствует замыслу автора, передающего атмосферу суровых дней военного времени. Отсутствует блеск украшений и традиционных головных уборов, в рабочих одеяниях преобладают простые вещи и грубые ткани. Лапти надеты не на белые онучи, как в старой традиции, а на простые вязаные носки (для простоты обувания).

Значение цвета кажется подчеркнутым, заостренным до уровня символов счастья, дома, Родины. Традиционное для чувашей белое сияние одежды звучит лишь в ярком эпизоде мирной жизни («Субботний вечер») и многофигурной композиции с работающими в избе женщинами. В противоположность этому в трудовых сценках преобладают черный и «немаркий» серый цвета казенных халатов, пиджаков, телогреек.

Иной особенностью цикла является передача мастером сложнейших движений и напряженных рабочих поз, которых не было в других произведениях. Это потребовало более точного понимания сложной пластики человека, а также разработки иных частей для деревянных фигурок. Автор изменил и предметное окружение, включил в композиции грубые и массивные «деревья», инструменты и орудия труда. Уже создана внушительная композиция «Пахота»: на этот раз женщина-пахарь идет за железным плугом. Выполнена также композиция «Валка леса», состоящая из двух сценок с изображением женщин, орудующих топорами и пилами. Сложной, но выполнимой задачей Т. Дверенин считает «Копание рва», в которой придется показать или обозначить глубину выкопанного в земле углубления.

Цикл «Работа в тылу» создан Т. Дверениным как своеобразный памятник героическому и терпеливому чувашскому народу. Это его обязательство перед односельчанами — теми, кто не вернулся с фронта, и теми, кто не жалел сил и здоровья в тылу.

Если задуматься о смысле творчества Т. Дверенина, то можно прийти к тем же выводам, что и при рассмотрении традиционного народного искусства. Мастер неустанно занимается воссозданием Вселенной: жизни, традиций, культуры. О себе он говорит просто. «В наше время все изменилось, везде машины и электричество. Мало остается тех, кто своими глазами видел старый быт, труд, праздники, костюмы, обычаи. Жизнь совсем не такая, какой была еще 50—60 лет тому назад, -  заключает собеседник, -  поэтому мы должны успеть что-то показать и оставить молодым для памяти».

Биография Т.П. Дверенина

"Проводы на войну"

"Рытье противотанкового рва"

"Валка леса"

"Почтальон с письмом"

"Возвращение солдата"

Назад ] Домашняя ] Далее ]

 

 

 

Hosted by uCoz