Васин  Н.И.

Гайкина Ф.А.

Галактионов Н.С.

Галкин П.В.

Дверенин Т.П.

Добров Никон

Дорофеев М.С.

Ефграфов Г.Г.

Зарубин Т.П.

Иванов К.И.

Иванов Н.И.

Куданов П.Ф.

Кузьмина К.С.

Куяшова А.И.

Люсин И.А.

Майоров Е.В.

Максимов С.М.

Маржуков Н.А.

Мясников В.П.

Николаев Я.Н.

Орлов А.П.

Павлов А.П.

Партизанское движение

Петров Н.В.

Плотников В.И.

Прытченкова А.В.

Радугин Ф.Г.

Романов М.П.

Румянцев С.П.

Рябчиков А.А.

Савинов А.Д.

Самарин А.А.

Семенов С.Ф.

Серебренников Л.В.

Смольников А.Д.  Сорокин В.Я.

Харитонова Е.С.

Цветков А.П.

Шумов А.Г.

Эшпай А.Я.

 

ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА

Данилова А.М.

Дверенин Т.П.

Лукина А.Г.

Миронова С.Н.

Садовникова  А.В.

Степанова А.С.

Щекачев М.В.

 

 

 

                                            

 Смольников Александр Данилович

«Воюю, как все…»

 Александр Данилович Смольников родился в 1921 году в деревне Ураково Мариинско-Посадского района Чувашской АССР. В августе 1940 года, будучи студентом третьего курса Поволжского лесотехнического института им. М. Горького, окончил Йошкар-Олинокий аэроклуб и по комсомольской путевке был направлен в военную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с августа 1942 года. Воевал в составе 49-го Краснознаменного истребительного авиаполка 309-й Смоленской истребительной авиадивизии. 

Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды. 14 августа 1943 года погиб при выполнении боевого задания.

 

Расследование проведено учащимися МОУ "Гимназии №1"

В октябре 1952 года в адрес Йошкар-Олинского горкома ВЛКСМ пришло письмо из города Кирова Калужской области. Секретарь райкома комсомола сообщал, что школьники Малоавкинской семилетней школы обнаружили обломки самолета и среди них—обгоревший комсомольский билет Александра Даниловича Смольникова, выданный Йошкар-Олинским горкомом комсомола. Билет школьники отослали в Москву в Центральный Комитет ВЛКСМ, который позже был передан в Центральный музей Советской Армии.

Через некоторое время газета «Марийская правда» рассказала о юных годах Александра Смольникова.

«...У околицы деревни, раскинувшейся на правом берегу Волги, дед Фрол провожал в институт своего внука. — Смотри, Санька, не подкачай,— говорил Фрол  тягучим волжским говорком.— Летом, после учебы-то, приезжай...

Вскоре из-за поворота реки показался пароход. Старик троекратно поцеловал внука, а когда тот, повернувшись, сбежал по трапу на пароход, перекрестил его спину. Через полчаса пароход скрылся.

Все это до мельчайших подробностей вспомнил Саша, когда сидел в приемной директора Поволжского лесотехнического института.

...На всю жизнь запомнился Саше тот день, когда его, первокурсника, принимали в комсомол. Десятки сосредоточенных, серьезных глаз увидел он перед собой и на минуту смутился. Что он скажет им о себе? Ведь за 17 лет не пришлось еще сделать в жизни ничего такого выдающегося.

Положив комсомольский билет в карман, где лежало письмо от деда, полученное на днях, он ощутил какую-то внутреннюю теплоту, которая согревала, бодрила и вместе с тем напоминала ему об огромной ответственности.

Жизнь казалась такой прекрасной, только одно омрачало юношу —где-то там, в Испании, лилась кровь стариков, женщин, детей. Испанский народ боролся за свою свободу.

Хотелось чем-то помочь этим далеким, но родным людям, что-то сделать замечательное, большое, героическое. Но что именно, он не знал.

Решение пришло как-то сразу, неожиданно.

- Буду учиться в аэроклубе,— сказал Саша своим друзьям,— надо быть ко всему готовым...

Совмещая учебу в институте с занятиями в аэроклубе, он так увлекся авиацией, что подумывал о боевых самолетах.

В 1940 году Саша успешно сдал государственные экзамены и получил звание пилота, потом добился путевки в авиашколу.

...У ног дедушки, заглядывая .Саше в глаза, вертелась маленькая сестренка Маша и никак не могла понять: воздух был таким приятным и сочным от аромата сада, а они говорили, что чем-то пахнет, каким-то порохом. Долго смотрели Маша и дедушка вслед уходившему Саше. Не знали они, что эта встреча была последней...»

Вскоре от Саши стали приходить письма. В одном из них, датированном 23 марта 1942 года, сообщалось:

«...Живу и учусь. Солдатскую службу усвоил. Учусь только на хорошо и отлично. Знаю, что все это пригодится мне на войне.

Прошу скорее прислать мне конспекты по истории ВКП(б), мотору, самолету.

Что нового дома, в деревне? Что пишут мои односельчане с фронта? С нетерпением жду ваши письма».

А вот весточка, отправленная 15 мая 1942 года:

«...На днях от вас получил сразу два письма. Большое спасибо вам за оперативность. Знаю, что Марусе сейчас трудно приходится и представляю ее озабоченность о братишках и сестренках. Но она должна понять, что это временные трудности, и что мы их обязаны преодолеть любой ценой. Как только закончим с Гитлером и его грабьармией, все сразу изменится... Неутомимым трудом в тылу и безупречной службой в армии мы должны приблизить день великой Победы над заклятым врагом человечества. И я учусь только на отлично...»

В августе 1942 года Александр Смольников уже воевал на Северо-Западном фронте. Из-за скромности он не писал о своих боевых делах, ограничивался общими словами, будничными примерами. А рассказать мог о многом. О частых вылетах, напряженных боях, трудностях фронтовой жизни. О том, как однажды еле дотянул до своего аэродрома на изрешеченной пулями и осколками снарядов машине. Вместо этого сообщал:

«Здравствуй, дорогая сестренка Маруся! Посылаю тебе пламенный привет и желаю всего наилучшего. Твои письма получил и в тот же день ответил. Пишу эту открытку, чтобы сообщить тебе свой новый адрес. Живу хорошо. Летаю. Воюю, как все. В плохую погоду — скучаю...»

О боевых заслугах летчика-истребителя А. Д. Смольникова убедительно свидетельствует наградной лист, подписанный командиром 49-го Краснознаменного авиаполка майором Спириденко. В представлении к ордену Красной Звезды говорилось:

«...За время боев с 19 марта по 15 мая 1943 года младший лейтенант Смольников показал себя бесстрашным воздушным бойцом, тактически грамотным, умеющим быстро распознавать тактику врага и противопоставить свою. За этот период участвовал в четырех воздушных боях, которые явились поучительными для других летчиков. Воздушные бои проведены тактически грамотно, а в одном из них тов. Смольников сбил один «ФВ-190».

 При сопровождении наших штурмовиков и бомбардировщиков он проявил свою личную инициативу и находчивость: сделал пять заходов на штурмовку вражеских железнодорожных эшелонов и автоколонн. Имеет 26 боевых вылетов...»

А уже в июле командир 309-й истребительной авиадивизии подполковник Вуос, представляя летчика А. Д. Смольникова к ордену Красного Знамени писал:

«...С И по 22 июля 1943 года произвел 35 успешных боевых вылетов, провел 6 воздушных боев, в которых сбил один «ФВ-189» лично и один «хейнкель» в группе. В этих боях тов. Смольников показал себя смелым и храбрым воздушным бойцом, надежно охранял своего ведущего...

Отлично владея техникой пилотирования и хорошо зная тактико-технические данные вражеских самолетов, тов. Смольников грамотно выбирает цели для атаки. 14 июля 1943 года 4 Ла-5 встретились с 30-ю бомбардировщиками противника под прикрытием группы «ФВ-190». В этом неравном воздушном бою тов. Смольников отлично прикрывал своего командира. В самых сложных ситуациях они отбили 10 атак истребителей противника и сбили один «ФВ-190»...»

Свой последний боевой вылет А. Д. Смольников совершил 14 августа 1943 года. Об этом командир авиаэскадрильи капитан Петров рассказывал в письме родителям погибшего летчика:

«...Мы вместе с Сашей вылетели на боевое задание. Над деревней Мало-Савкино, что в Калужской области, истребители противника обрушились на нас со всех высот и большими группами. Бой был жарким, но скоротечным. Наша эскадрилья задание командования выполнила с честью: немецким бомбардировщикам не удалось прорваться к нашим передовым частям. Истребители сопровождения также вынуждены были лечь на обратный курс.

Во время воздушного боя один из вражеских истребителей, видимо, все же решил прорваться и дать возможность последовать за собой и другим. Саша Смольников вовремя заметил это и тут же решил атаковать врага. На фоне сгущающихся сумерек вечернего неба ясно были видны нити трассирующих пуль. Саша пытался ударить по гитлеровцу сзади. Но фашист был опытен, менял направление. Все же Саше удалось зайти в хвост противнику. Очень удобный момент. Но пулеметы молчат.

Немецкий летчик, видимо, уже догадался, что у советского летчика все патроны вышли. Завязался неравный бой. Саша Смольников в самый критический момент направил свой загоревшийся самолет на врага... Мы видели, как две пылающие машины с большой высоты рухнули вниз.

Саша был хорошим, смелым летчиком и отличным товарищем. Этот бой мне будет помниться всю жизнь. У противника тогда было около 80 самолетов, а нас всего-навсего 7. Мы потеряли 4 экипажа и сбили вражеских машин, не считая подавленных зенитно-огневых точек...»

Образ отважного воздушного бойца навсегда остался в памяти народной. В Поволжском лесотехническом институте оборудован стенд, посвященный А. Д. Смольникову, а в Мариинско-Посадской средней школе установлен его бюст. Одному из пионерских отрядов школы присвоено имя героя-земляка.  

Назад ] Домашняя ] Далее ]

 

Hosted by uCoz